Армянская церковь и её монастыри с начала своего основания владели недвижимым имуществом, перешедшим им в наследство из языческих храмов и накопленным за многие века, своего существования. Монастырские хозяйства в средневековой Армении, как правило, ограничивались обработкой своих земель, кустарной переработкой сельскохозяйственных продуктов, владением орудиями производства и водой в монастырских угодьях. Наряду с братией в монастырях всегда служили и наёмные работники.        Монастыри производили продукты питания – хлеб, рис, масло, мёд, шили одежду; здесь трудились ювелиры и резчики по камню, строители и плотники. На монастырских землях выращивали фрукты и виноград, овощи и даже хлопок. Часть сырья передавалась ремесленниками церковных общин для переработки «на заказ» - изготовления ткани из ниток монастыря, приготовления кож для обуви и упряжки, пошива обуви и платья. Таким образом, все предметы потребления, за исключением привозимых из-за границы богатых церковных убранств и одеяний католикосов, приготовлялись в хозяйствах монастырей или по их заказам ремесленниками из монастырского сырья.        Большая часть произведённых продуктов потреблялась внутри монастырей, на рынке отправлялась незначительная их доля; взамен покупались мясо, пшеница, уголь, материалы для изготовления инструментов, словом всё то, что невозможно было произвести в монастырях.        Значительная часть продуктов расходовалась на бесплатное питание беженцев в периоды народных бедствий, многочисленных богомольцев, странствовавших ко святым местам, студентов университетов и семинарий.        Монастырские предприятия средневековья, описание которых способно вызвать улыбку у современного читателя, тем не менее достаточно хорошо служили своим целям и уж наверняка производили совершенно натуральные продукты. Таким было устройство мукомольных мельниц. Жернова их устанавливались на вертикальной оси, в нижней части которой были приделаны крылья в виде спиц колеса, положенного на бок. Вода, попадавшая из деревянного жёлоба, ударяла в эти крылья и поворачивала подвижный жернов относительно неподвижного. Между жерновами засыпалось зерно, которое вращением их обращалось в муку.        Таким же простым было устройство маслобоен. Базальтовый жернов, установленный на базальтовой же плите с желобком, приводился во вращение парою буйволов. Льняные или кунжутные семена, перетираясь, частично отжимались, масло при этом стекало по желобку в кувшин. Оставшееся тесто выжималось почти досуха в особом прессе с огромным деревянным винтом.        Чрезвычайно важное для любимой христианской церкви производство свечей было сосредоточено в Эчмиадзинском монастыре. Он славился во всём Закавказье выделыванием белёных свечей из пчелиного воска. Белые свечи, приготовлявшиеся в Эчмиадзине, ценились очень высоко и служили предметом дорогих подарков высокопоставленным лицам. Достаточно упомянуть рассказ армянского историка Аракела Даврижеци, который пишет о том, что шах Ирана Аббас обращался к католикосу Мовсесу с просьбой обучить своих подданных искусству приготовления белых свечей для шахского дворца. Не менее важными предприятиями были типография и бумажная фабрика Эчмиадзинского монастыря. Типография была основана в 1771 году католикосом Симеоном Ереванци на пожертвования Гяригора Ходжаджанян-Чакикенца, жившего в Индии. Здесь печатались главным образом книги, духовного содержания, которые рассылались лицам духовного знания и армянам-мирянам по всему миру. Однако, ввиду отсутствия удобных средств сообщения с Европой, типография испытывала затруднения с бумагой. Это побудило того же Симеона Ереванци построить в монастыре бумажную фабрику. Во Франции были закуплены бумагоделательные машины, французы же обучили монашескую братию искусству варить бумагу, и в 1776 году монастырь получил первую бумагу собственной выделки. Свойства её были отменными, ведь она выделывалась их хлобкового сырья, без примеси древесной массы.